Что такое Нумикон


Нумикон — это программа и набор наглядного материала, созданный в Англии в 1996-1998 г. для тех детей, которым сложно изучать математику. Нумикон разработан таким образом, чтобы задействовать сильные стороны маленьких детей — способность обучатся в практический деятельности, способность усваивать опыт в ходе простого наблюдения и способность распознавать формы. То есть запоминать, а затем узнавать при следующих предъявлениях.

В Нумиконе числа от 1 до 10 представлены  пластмассовыми формами — шаблонами разного цвета, благодаря чему числа становятся доступными  для зрительного и тактильного восприятия. Формы Нумикона  устроены так, чтобы дети могли манипулировать ими, распознавать паттерны и соотносить их с соответствующими числами. Важно использовать в учебном процессе как можно больше каналов сенсорного восприятия ребенка —  и слух, и зрение, и осязание, а  также подключать движение и речь.

Помощью форм Нумикона можно наглядно продемонстрировать основные свойства натуральных чисел: каждое следующее число на один больше, чем предыдущее, видна разница между четными и нечетными числами. Нумикон можно использовать, чтобы сформировать у ребенка понятие состава числа, счетные операции — сложение и вычитание.  Он также помогает освоить  такие темы: как сложение с переходом через десяток, умножение, деление и т.д., и может успешно использоваться при обучении школьников.

Поэтапная работа с Нумиконом

Начальный этап знакомства с Нумиконом предполагает, что дети манипулируют и играют деталями: собирают бусы, нанизывая формы, отпечатывают на пластилине, используют в сюжетных играх, начинают конструировать из форм Нумикона различные плоскостные изображения (дорожки, домики, животных) по образцу или по схемам и т.д. Все детали воспринимаются целостно, глобально и каждая форма имеет свое название: один, три, пять, шесть и т.д.

На следующем этапе дети выполняют задания по выкладыванию форм в последовательности от меньшей формы к большей, одновременно с этим дети знакомятся с цифрами и работают с числовым рядом. Далее дети используют Нумикон как наглядный материал при знакомстве с арифметическими действиями, например сложением и вычитанием. Также Нумикон отлично позволяет осуществлять арифметические действия с переходом через десяток. Например, ребенку нужно узнать, сколько будет 8 + 5. Для этого он накладывает формы и наглядно видит, что получается «десять» и «три», т.е.тринадцать!

Проходя все этапы и виды действий с формами Нумикона, дети начинают представлять формы Нумикона и числа, а затем и действия с ними, не имея реальных  деталей перед глазами. Таким образом, при устном счете Нумикон дает возможность опираться уже не на наглядность, а на представление о формах и числах. Он помогает приблизиться к осуществлению элементарных счетных операций в уме, ориентируясь на образы форм, обозначающих количества, а это значит, что устный счет становится более доступным.

Таким образом, опыт свидетельствует, что Нумикон может стать удачным дополнением и ресурсом  для работы, не заменяя, а успешно и эффективно дополняя достаточно известные и традиционно существующие методы и материалы.