Логопед
Логопедия — специальная педагогическая наука о нарушениях речи, способах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Является одним из разделов специальной педагогики. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия.
«Логопедия» – слово греческого происхождения, оно переводится как воспитание правильной речи. Профессия логопеда 50 лет назад считалась редкой, но это не означает, что раньше люди не имели речевых дефектов. Современники 17 века серьёзно задумывались над этой проблемой, но считали, что исправить недостатки речи могут только врачи.
Первые попытки коррекции речевых нарушений описаны в трудах по сурдопедагогике в XVII в. (дефекты речи при сохранённом слухе тогда не выделялись в особую проблему). Как самостоятельная научная отрасль логопедия оформилась во второй половине XIX в. До 30-х гг. XX в. в логопедии преобладало упрощенное представление о речевых нарушениях как дефектах речедвигательной мускулатуры; рассмотрение недостатков речи велось главным образом в русле разработки симптоматических приемов преодоления двигательных трудностей артикулирования. Эти вопросы, наряду с проблемой коррекции дыхательной системы, составляли основное содержание логопедии.
Практические коррекционные мероприятия имели преимущественно медицинскую направленность. С расширением и углублением научных представлений о природе речевой деятельности коренным образом изменилось направление логопедии — на первый план стало выдвигаться педагогическое содержание. Современная логопедия, опираясь на общие принципы дефектологии , а также взаимодействуя с другими науками (психологией, физиологией, языкознанием), рассматривает речь как системное многофункциональное образование, влияющее на психическое развитие.
С появлением логопедов человек приобрёл возможность избавиться от комплексов, вызванных своей неправильной речью, и полноценно общаться с окружающими.
Логопеды работают как с детьми, так и со взрослыми, имеющими речевые недостатки (неумение произносить определённые звуки, заикание и т.д.). Прежде всего, специалист определяет причину речевых недостатков. Для этого нужно знать, как устроена речевая полость, каким образом воспроизводятся звуки, образуется голос. Далее логопед проводит целый курс занятий с пациентом. Упражнения для них он выбирает самостоятельно. Вся эта работа занимает много времени: от половины года и больше.
В настоящее время не существует единой классификации речевых расстройств. Попытки создания таковой (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, Р. А. Белова-Давид, М. Зееман, Р. Е. Левина и др.), предпринимались на протяжении всей истории развития логопедии, как науки и области практической деятельности. Безрезультатность классификации речевых нарушений объясняется довольно просто: у человека нет специфических органов для выполнения речевых функций. Порождение речи и голоса осуществляется приспособленными органами и системами, изначально выполняющими иные, другие физиологические функции. Восприятие и понимание речи также осуществляется системами, изначально использовавшиеся для другого. Отсюда и смежность дисциплин, занимающихся кроме логопедии коррекцией и лечением речевых расстройств. Для практических целей более подходит не «линнеевский принцип» — классификация, а разграничение по типам вариантов речевых расстройств (типология).
Клинико-педагогическая классификация
Все виды нарушений, рассматриваемых в данной классификации, на основе психолого-лингвистических критериев можно подразделить на две большие группы: нарушения устной речи и нарушения письменной речи.
Нарушения устной речи
- расстройства фонационного оформления высказывания:
- Дисфония (афония)
- Брадилалия
- Тахилалия
- Заикание
- Дислалия
- Ринолалия
- Дизартрия
- Дислексия
- Алексия
- Нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания:
- Алалия
- Афазия
Нарушения письменной речи
- Дисграфия
- Аграфия
Психолого-педагогическая классификация
Нарушения речи в данной классификации подразделяются на две группы: нарушения средств общения и нарушения в применении средств общения.
Нарушения средств общения
- фонетическое недоразвитие(ФН)
- фонематическое недоразвитие
- Фонетико-фонематическое недоразвитие речи(ФФН)
- Общее недоразвитие речи(ОНР)
Нарушения в применении средств общения
- Заикание
Нарушения речи: основные варианты
Традиционно выделяют нарушения звукопроизношения, как варианты нарушений экспрессивной стороны речи.
Это периферические нарушения звукопроизношения в результате дефектов и функциональных особенностей артикуляционного аппарата дислалия — область преимущественно логопедии. К дислалии примыкает такой дефект речи, как особенность формирования произносительной стороны речи при расщелинах верхней губы и нёба (устар. названия «заячья губа» и «волчья пасть») — ринолалия (смежная область ортопедической стоматологии и логопедии), и расстройство экспрессивной речи центрального характера — дизартрия (смежная область логопедии и неврологии). Совершенно невнятную речь — баттаризм, готтентотизм. Нарушения произношения сложных слоговых структур. Нарушения смягчения, нарушения озвончения согласных фонем.
Нарушения темпа и ритма речи — брадилалия, тахилалия, полтерн (спотыкание), заикание (последнее расстройство — область логопедии, неврологии и психотерапии).
Нарушения голоса — афонии, дисфонии, открытая и закрытая формы ринофоний (устар. гнусавость), нарушения просодики и полетности голоса. Последние являются предметом как логопедии, так и фониатрии (Орлова О.С., Лаврова Е.В., Осипенко Е.В., Михалевская И.А., Барабанов Р.Е., Котельникова Н.М. и др.).
Нарушения импрессивной речи (восприятия и понимания речи) — отдельные варианты афазий.
Варианты распада речи — афазии (смежная область афазиологии, нейропсихологии и логопедии).
Варианты общего недоразвития речи и алалии.
Нарушения письменной речи, в частности, чтения (легастения, дислексия) и письма (аграфия, дисграфия).
Нарушения речевого развития при олигофрении (смежная область логопедии и олигофренопедагогики).
Нарушения речевого развития при нарушениях слуха (область преимущественно сурдопедагогики).