Сенсорная интеграция
Сенсорная интеграция (сенсорная интеграционная терапия) — процесс, во время которого нервная система человека получает информацию от рецепторов всех чувств (осязание, вестибулярный аппарат, ощущение тела или проприоцепция, обоняние, зрение, слух, вкус), затем организует их и интерпретирует так, чтобы они могли быть использованы в целенаправленной деятельности. Другими словами, это адаптационная реакция, служащая для выполнения определенного действия, принятия соответственного положения тела, и т.п.
При возникновении нарушений обработки сенсорных сигналов появляются дисфункции в моторном, познавательном развитии, а также в поведенческих характеристиках ребенка.
Целью терапии сенсорной интеграции (СИ) является усиление, балансирование и развитие обработки сенсорных стимулов центральной нервной системой.
Симптомы нарушения СИ
- чрезмерная или недостаточная чувствительность к тактильным, зрительным, слуховым стимулам, а также движению, к примеру, избегание касания некоторых фактур (песок, каша);
- избегание занятий с пластилином, рисования пальцами;
- проблемы с манипулированием, использованием столовых приборов, ножниц;
- неправильный захват карандаша;
- сверхчувствительность к звукам, к свету;
- трудности в обучении письму и чтению;
- трудности с выслушиванием рекомендаций;
- проблемы с обучением езды на велосипеде;
- избегание катания на качелях, каруселях или чрезмерное увлечение этими играми;
- затруднения при переписывании с доски, пропускание букв, слогов;
- трудности в различении правой и левой сторон, особенно, когда у ребенка нет времени, чтобы задуматься;
- низкий порог толерантности к близости другого лица;
- слишком высокий или слишком низкий уровень двигательной активности, расстройства мышечного тонуса;
- слабая двигательная координация (эти проблемы могут касаться крупной или мелкой моторики);
- двигательная неуклюжесть;
- трудности в концентрации, импульсивность;
- быстрая утомляемость;
- отказ от социальных контактов;
- задержка развития речи, двигательного развития, а также трудности в обучении;
- слабая организация поведения, отсутствие планирования.
Чтобы функционировать и участвовать в окружающем нас мире, мы должны использовать наши чувства.
Эти чувства предоставляют людям уникальный опыт и позволяют нам взаимодействовать друг с другом, участвовать в различных событиях. Они помогают нам понимать, что нас окружает, и реагировать на это. Они играют значительную роль в определении того, как мы должны вести себя в той или иной ситуации.
Представьте на секунду, что произойдет, когда одно или все ваши чувства вообще пропадут, либо станут настолько сильными, что нашему организму и мозгу просто невыносимо будет переносить такую нагрузку.
Для примера: представьте, что у вас пропал слух, либо наоборот: звуки стали настолько резкими и громкими, что это причинят нам невыносимые страдания. Такое явление называют дисфункцией сенсорной интеграции. Именно это происходит со многими людьми в спектре аутизма, а также других заболеваний, включающих в себя синдром задержки психомоторного развития.
Понимание влияния сенсорного ответа на самочувствие может помочь человеку в двух направлениях: научить создавать себе комфортные условия в ближайшем будущем и попытаться постепенно снять проблему регулярными упражнениями. Сенсорная стимуляция и интеграция обеспечиваются при проведении комплексов упражнений, направленных на преодоление нарушений сенсорного восприятия и уменьшение аутостимуляций.
Сенсорные секвенции (комплекс упражнений) создаются на основе сенсорной диагностики индивидуально для каждого пациента. В совокупности включаются упражнения на все основные виды восприятия:
- тактильное (стимуляция кистей рук, стоп, лица, ротовой полости, поверхности тела);
- зрительное (упражнения в затемненной комнате, стимуляция зрения с помощью ярких предметов);
- обонятельное (стимуляция резкими и слабыми раздражителями в зависимости от вида нарушения чувствительности: гипо- или гиперчувствительности);
- вестибулярное (повороты, кувырки, прыжки на пружинящей поверхности);
- вкусовое (презентация вкусовых раздражителей);
- проприочувствительность (стимуляция глубокого мышечно-суставного чувства).
Упражнения постепенно усложняют, вводят новые виды раздражителей, а при достижении определенных успехов (возможность привлечения и недлительного удержания зрительного внимания, выполнение простых инструкций) вводят элементы упражнений на крупную моторику, зрительно-моторную координацию, подражание.
Наибольшую эффективность методика даёт в коррекции детей с синдромом Дауна, ЗПРР, ДЦП, аутизмом. Ребенок постепенно учится интерпретировать сенсорные отклики и адаптироваться на новых и новых, более совершенных уровнях.
Эта методика доступна для занятий с детьми с самыми тяжёлыми и множественными отклонениями, для детей с тяжелейшими формами умственной неполноценности, для начальной коррекции детей после тяжёлых черепно-мозговых травм. Без этой методики невозможно представить себе занятия с детьми с ДЦП.
Сфера сенсорной интеграции – это, прежде всего, лечебный метод, поэтому использование родителями этой методики может быть возможно ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО после обучения родителей работе в данной методике и ТОЛЬКО под постоянным руководством специалистов по данному методу.
Методы сенсорной интеграции могут и даже ДОЛЖНЫ включаться как составная часть в занятия по любым иным методикам. Недооценить значение стимуляции сенсорного восприятия мира нельзя. Через развитие сенсорики мы даём ребёнку механизм познания мира.
РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕРАПИИ СИ
Благодаря старательно подобранным упражнениям в рамках терапии, ребенок может улучшить:
- развитие в области крупной и мелкой моторики;
- внимание и концентрацию;
- зрительные и слуховые способности;
- самосознание и самооценку.