Любить и не переучивать: Как воспитывать ребёнка-левшу


13 августа отмечается Международный день левши. Этот праздник неофициальный и создан для того, чтобы обратить внимание на проблемы леворуких людей. Не так давно детей, у которых левая рука оказывалась ведущей, непременно старались переучить, и далеко не все методы были гуманными. Однако сейчас взгляд на этот вопрос в корне изменился.

Жестокие методы

Представители старшего поколения помнят, что раньше леворукость считалась чем-то неправильным. Некоторые даже считали, что такая особенность может привести к отклонениям в развитии. Родители старались перекладывать ребёнку ручки, ложки, игрушки в «нужную» руку — правую, чем только путали левшу. Но перекладывание — еще самый гуманный метод.

— С детства было удобнее пользоваться левой рукой, но мама ругала за это, говорила: «Смотри, остальные едят правой рукой, бери ложку правильно!». Я брала, а мне неудобно, — вспоминает Нина Глущенко. — Сколько ни говорила со знакомыми левшами — кому руку привязывали, чтобы нельзя было ею писать, кого в угол ставили.

Результатом таких способов, как правило, становились расшатанные нервы и неполноценное владение обеими руками.

— Я теперь пишу правой, ем правой, но всё остальное делаю левой. Когда картошку чищу, например, нож всегда в левой держу, — объясняет Нина Николаевна.

Некоторые левши вспоминают о мучительных годах в школе, когда они оказывались на «втором варианте» (занимали правую часть парты). Руки соседей постоянно стукались, неудобно было обоим, но пересаживать учеников почему-то не торопились.

«Не переучиваем и другим не даём!»

Со временем отношение к леворукости изменилось. О проблеме стали больше говорить. На леворуких детей начали обращать внимание учителя, стараясь создать им комфортные условия. Да и родители перестали так рьяно делать из ребёнка правшу.

Последние годы многие мамы и папы не просто принимают своих особенных детей, но и запрещают старшим родственникам переучивать малыша.

— С самого раннего детства мы начали замечать, что дочке удобнее брать предметы левой рукой. К трём годам стало окончательно понятно, что она левша. Мы приняли решение не переучивать, читали, что это неправильно и даже вредно. Левши — не неправильные люди, они просто другие. У них по-другому устроено мышление, но это не значит, что они чем-то хуже и их нужно «переделывать». Такая советская практика уже осталась в прошлом. В детском саду тоже восприняли эту особенность нормально, — рассказала Юлия, мама двоих детей. — Однажды дочка сказала, что прабабушка и прадедушка перекладывали ей ложку в правую руку, мы с мужем поговорили с ними, объяснили свою позицию. В жизни это никак не мешает, дочке шесть лет. Единственное — пользуется специальными ножницами для левшей, к школе купим ещё специальную ручку.

Что интересно, отмечает молодая мама, что младший ребёнок — стопроцентный правша.

Леворукость — это нормально!

Накопленные научные знания показывают, что относиться к левшам нужно так же, как и к правшам.

— Леворукость — это не патология, а индивидуальный вариант нормы, который часто зависит от врождённых особенностей строения мозга ребёнка. Ни к отклонениям в развитии, ни к снижению способностей человека леворукость не ведёт. Сейчас педагоги и психологи едины в своём мнении: детей-левшей нельзя переучивать! — однозначно заявляет Ирина Дзюба, клинический психолог, директор Центра психологической помощи в Благовещенске. — Леворукость не станет препятствием для развития, обучения ребёнка и достижения успеха в жизни. Миру известны люди, выдающиеся профессионалы, которые были левшами: Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн, Исаак Ньютон, Пабло Пикассо, Билл Гейтс, Уинстон Черчилль, Наполеон, Чарли Чаплин, Фридрих Ницше и многие-многие другие.

Как отмечает Ирина Николаевна, переучивать ребёнка ни в коем случае нельзя. Этот процесс — настоящее насилие над малышом. Переучивая ребёнка-левшу держать ложку и ручку в правой руке, люди пытаются перестроить работу его мозга. Результаты могут быть печальными: задержка речи, логопедические проблемы, невротизация ребёнка, а вместе с этим нарушение сна и аппетита, головные боли, заикание, неумение ориентироваться на местности и многое другое.

— Не следует заострять внимание на леворукости ребенка. Ни он, ни окружающие не должны видеть в этом что-то необычное. В противном случае у ребёнка может формироваться заниженная самооценка, застенчивость и жизненный сценарий неудачника, — предупреждает Ирина Дзюба.

Свет, ручки и учителя

И всё же, когда левша отправляется в школу, необходимо правильно организовать его пространство и образовательную среду.

Например, позаботиться, чтобы свет падал справа, когда ребёнок сидит за столом. Также можно попробовать специальные письменные принадлежности и прописи для леворуких детей. Более того, сейчас под левшей активно модернизируются привычные всем предметы: ножницы, ручки, прописи, точилки и линейки, компьютерные мыши и клавиатуры, даже гитары, швейные машинки и хоккейные клюшки.

Ещё нужно обязательно предупредить педагога об особенности ребёнка. Так учитель будет учитывать это при пересаживании детей.

Экспертное мнение

Сколько бы ни существовало мифов про левшей, все они не более чем заблуждения.

— Не верьте, если вам говорят, что левши чаще болеют, плохо спят, отличаются слабым интеллектом, грубостью, неуверенностью в себе, эмоциональной неуравновешенностью, тревожностью и боязливостью. Всё это не более чем мифы, которые возникают вследствие незнания этого вопроса. Если подобное и наблюдается у леворукого ребёнка, то уж точно не по причине того, что он левша, а вследствие других факторов: неправильного воспитания, особенностей психики и темперамента, — заключает Ирина Николаевна. — История знает огромное количество гениальных людей, которые были левшами: учёные, композиторы, полководцы, президенты и актёры. Согласитесь, при таком внушительном звёздном списке, наверно, не так уж и плохо быть левшой! Обратите внимание, возможно, в вашем ребёнке-левше скрыты какие-то таланты, которые ему необходимо помочь развить.

https://2×2.su/news/society/lyubit-i-ne-pereuchivat-kak-vospityvat-rebyenka-levshu-.html