Ребенок с особыми потребностями – это сравнительно новое понятие у нас в стране, его использование связано с позитивными изменениями в политике государства в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья в целом, и с новым пониманием прав и возможностей детей, имеющими отклонения в развитии, в частности.
Это понятие меняет отношение людей к детям-инвалидам, к детям с ограниченными возможностями здоровья, определяет иную меру ответственности государства за их воспитание, образование, оказание мер социальной помощи не только особому ребенку, но и его семье.
Амурская область не является исключением. Начиная с в 2014 года, Центр психологической помощи «Я ЕСТЬ», проводит мероприятия, целью которого является улучшение жизни детей-инвалидов, формирование в общественном сознании отношения к ним, как к равным членам общества. Основные задачи которого – создать условия для общения детей с особыми потребностями с их здоровыми сверстниками, привлечь общественность к проблемам семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и формирование в обществе толерантного отношения к этим детям.
Помочь гражданам выявить особенности интеллектуального, эмоционального, психического и психологического развития в том числе и у своих детей с ОВЗ, понять причины таковых особенностей и выбрать наиболее эффективные методы коррекции выявленных проблем и формирования необходимых компонентов.
В рамках реализации проекта проводятся комплексные мероприятия в среде родителей, а так же детей, подростков с ОВЗ как:
— Оказание социально-психологических услуг, предусматривающих оказание помощи в коррекции психологического состояния для адаптации в социальной среде;
— Оказание социально-педагогических услуг, направленных на профилактику отклонений в поведении;
— Оказание услуг, предусматривающих повышение коммуникативного потенциала, реабилитацию и социальную адаптацию, услуг по социальному сопровождению;
— Оказание услуг в сфере дополнительного образования;
— Диагностика психоэмоционального, интеллектуального развития, детского-родительских отношений, психоэмоционального состояния, уровня развития;
— Диагностика уровня готовности к школе, по профориентации подростков;
— Диагностика уровня адаптации к детскому саду, школе.
Результаты дают возможность родителю и ребенку лучше узнать себя и его, понять сильные и слабые стороны, заняться самосовершенствованием, решать эмоциональные проблемы, выявить причины учебных затруднений по различным предметам школьного цикла, получить рекомендации по их преодолению и улучшению успеваемости.
Решаемая проблема — беспрепятственное получение максимального комплекса в одном месте (услуга одного окна) социальных услуг семьями, воспитывающими особых детей.
В последние годы уделяется особое внимание беспрепятственному получению социальных услуг семьями, воспитывающими особых детей. Важным в социальной жизни области является появление на карте Амурской области социального учреждения, расположенных в шаговой доступности от мест проживания семей, воспитывающих детей с особыми потребностями.
До августа 2018 года дети получали услуги только в комплексе у таких специалистов, как психолог, логопед и дефектолог. Открытие 01 июля 2018 года Центра в обособленном здании для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья позволило ввести и дополнительные формы социального обслуживания.
Условия нахождения детей в центре максимально приближены к домашним и направлены на быструю адаптацию детей и создание благоприятного климата для предоставления всего комплекса социальных услуг. Одновременно в центре могут приниматься до 30 детей по разным направлениям.
Социальные услуги детям оказывают не только специалисты отделения реабилитации, включая психолога, логопеда, дефектолога, специалистов по артерапевтической работе, но и специалисты отделения медико-социальной помощи, в том числе: психиатр, невролог, инструктор АФК.
Специалисты понимают, что эффективность работы зависит от качественного выполнения своих должностных обязанностей каждым сотрудником, от своевременного применения современных социально-реабилитационных и социально-медицинских технологий.
В текущем году при осуществлении реабилитационной деятельности специалисты начали использовать глинотерапию, разработана и реализуется программа «Гончарная мастерская», направленная на развитие творческих способностей детей с особыми потребностями. Глинотерапия способствует расширению представлений детей о многообразии предметов народного декоративно-прикладного искусства (филимоновская игрушка), ознакомлению с видами росписи (дымковская, гжель), а также знакомит с профессией гончара.
Для повышения качества социальной реабилитации специалистами разработаны и внедрены в практику работы программы «Студия живописи» (рисование в нетрадиционной технике); «Лоскутная кукла»; Студия «Веселые нотки»; «Группа раннего развития «Растем вместе»; «Роспись по дереву и ткани» и другие программы, направленные на развитие мелкой моторики детей, что способствует активизации их мыслительной деятельности.
Наряду с новыми направлениями работы, специалисты успешно используют методики Монтессори, работают кабинет «Сенсорная комната- темная и светлая», игротеки, творческие студии.
В текущем году с целью расширения спектра социально-медицинских услуг предоставления социальных услуг установлено оборудование для производства кислородного коктейля.
Только в данном центре применяются сразу Коррекционно-развивающая работа по индивидуальному образовательному маршруту в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка с привлечением сразу и последовательно разных специалистов в одном месте и в шаговой доступности с применением и чередованием новейших методов: психолого-педагогического метода «Томатис» (единственного в Амурской области), Метода биоакустической коррекции (БАК), ТКМТ (Транскраниальная микрополяризация).
Новые виды социальных услуг уже стали популярными среди детей и они с удовольствием получают эти процедуры.
В течение календарного года работает зал адаптивной физической культуры. Приобретено и используется разнообразное спортивное оборудование: гимнастические маты, мягкие модули «Горка», «Бассейн», гимнастический мостик и многое другое, без чего невозможно качественное предоставление социальных услуг и получения положительной динамики в реабилитации детей с особыми потребностями.
В центре постоянно улучшается материально-техническая база, открываются новые кабинеты с диагностическим и реабилитационным оборудованием, приобретается оргтехника. Оснащение современным оборудованием стало возможным при финансовой помощи администрации Амурской области в виде предоставления гранта.
C начала открытия центра «Я ЕСТЬ» социальные услуги на его базе получают дети, живущие в г. Благовещенск, а так же всей Амурской области и прилегающей территории — Еврейской Автономной области, САХА (Якутия).
Чтобы родители были заинтересованы в предоставлении социальных услуг в центре «Я ЕСТЬ», необходимо чтобы дети в процессе нахождения в центре достигали положительных результатов. Этому способствует не только получение ими социально-реабилитационных услуг непосредственно в комплексном центре города Благовещенск, но и интеграция детей за пределами учреждения.
Существенным конкурентным преимуществом перед другими организациями в том, что проводится коррекционно-развивающая работа по индивидуальному образовательному маршруту в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка с привлечением сразу и последовательно разных специалистов в одном месте и в шаговой доступности. В том числе с применением новейших методов: психолого-педагогического метода «Томатис» (единственного в Амурской области), Метода биоакустической коррекции (БАК), ТКМТ (Транскраниальная микрополяризация).
По итогам работы 2021 года уровень удовлетворенности родителей качеством социальных услуг, предоставленных в Центре детям с ОВЗ увеличился на 30%, составил 130% от предыдущего года. Реализация программных мероприятий положительно отражается на внутрисемейных отношениях, эмоциональном состоянии детей и родителей:
— развитие психических функций, обеспечивающих усвоение образовательных областей;
— развитие сенсомоторного базиса для формирования умений и навыков;
— создание для каждого воспитанника ситуации успеха, сравнение его с самим собой;
— формирование положительной мотивации к деятельности;
— обучение приемам и способам деятельности с дидактическими материалами, игровым приемам и др.
Сегодня есть семьи, где родители повторно приводят детей в Центр, что говорит о востребованности Центра в форме предоставления комплексных социальных услуг включая психолога, логопеда, дефектолога, специалистов по артерапевтической работе, и специалистов направления медико-социальной помощи, в том числе: психиатр, невролог, массажист, инструктор АФК для детей с особыми потребностями.
Уже много лет в Центре достигнут эффект семейного доверия, а именно преемственность поколений. Приходит взрослый, потом приводит старшего ребенка, а через несколько лет — младшего.