Проект «Дети Без границ!


Ребенок с особыми потребностями – это сравнительно новое понятие у нас в стране, его использование связано с позитивными изменениями в политике государства в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья в целом, и с новым пониманием прав и возможностей детей, имеющими отклонения в развитии, в частности.

Это понятие меняет отношение людей к детям-инвалидам, к детям с ограниченными возможностями здоровья, определяет иную меру ответственности государства за их воспитание, образование, оказание мер социальной помощи не только особому ребенку, но и его семье.

Амурская область не является исключением. Начиная с в 2014 года, Центр психологической помощи «Я ЕСТЬ», проводит мероприятия, целью которого является улучшение жизни детей-инвалидов, формирование в общественном сознании отношения к ним, как к равным членам общества.  Основные задачи которого – создать условия для общения детей с особыми потребностями с их здоровыми сверстниками, привлечь общественность к проблемам семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и формирование в обществе толерантного отношения к этим детям.

Помочь гражданам выявить особенности интеллектуального, эмоционального, психического и психологического развития в том числе и у своих детей с ОВЗ, понять причины таковых особенностей и выбрать наиболее эффективные методы коррекции выявленных проблем и формирования необходимых компонентов.

В рамках реализации проекта проводятся комплексные мероприятия в среде родителей, а так же детей, подростков с ОВЗ как:

— Оказание социально-психологических услуг, предусматривающих оказание помощи в коррекции психологического состояния для адаптации в социальной среде;
— Оказание социально-педагогических услуг, направленных на профилактику отклонений в поведении;
— Оказание услуг, предусматривающих повышение коммуникативного потенциала, реабилитацию и социальную адаптацию, услуг по социальному сопровождению;
— Оказание услуг в сфере дополнительного образования;
— Диагностика психоэмоционального, интеллектуального развития, детского-родительских отношений, психоэмоционального состояния, уровня развития;
— Диагностика уровня готовности к школе, по профориентации подростков;
— Диагностика уровня адаптации к детскому саду, школе.

Результаты дают возможность родителю и ребенку лучше узнать себя и его, понять сильные и слабые стороны, заняться самосовершенствованием, решать эмоциональные проблемы, выявить причины учебных затруднений по различным предметам школьного цикла, получить рекомендации по их преодолению и улучшению успеваемости.

Решаемая проблема — беспрепятственное получение максимального комплекса в одном месте (услуга одного окна) социальных услуг семьями, воспитывающими особых детей.

В последние годы уделяется особое внимание беспрепятственному получению социальных услуг семьями, воспитывающими особых детей. Важным в социальной жизни области является появление на карте Амурской области  социального учреждения, расположенных в шаговой доступности от мест проживания семей, воспитывающих детей с особыми потребностями.

До августа 2018 года дети  получали услуги только в комплексе у таких специалистов, как психолог, логопед и дефектолог. Открытие 01 июля 2018 года Центра в обособленном здании  для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья позволило ввести и дополнительные  формы социального обслуживания.

Условия нахождения детей в центре максимально приближены к домашним и направлены на быструю адаптацию детей и создание благоприятного климата для предоставления всего комплекса социальных услуг. Одновременно в центре могут приниматься до  30 детей по разным направлениям.

Социальные услуги детям оказывают не только специалисты отделения реабилитации, включая психолога, логопеда, дефектолога, специалистов по артерапевтической  работе, но и специалисты отделения медико-социальной помощи, в том числе: психиатр, невролог, инструктор АФК.

Специалисты понимают, что эффективность работы зависит от качественного выполнения своих должностных обязанностей каждым сотрудником, от своевременного применения современных социально-реабилитационных и социально-медицинских технологий.

В текущем году при осуществлении реабилитационной деятельности специалисты начали использовать глинотерапию, разработана и реализуется программа «Гончарная мастерская», направленная на развитие творческих способностей детей с особыми потребностями. Глинотерапия способствует расширению представлений детей о многообразии предметов народного декоративно-прикладного искусства (филимоновская игрушка), ознакомлению с видами росписи (дымковская, гжель), а также знакомит с профессией гончара.

Для повышения качества социальной реабилитации специалистами разработаны и внедрены в практику работы программы «Студия живописи» (рисование в нетрадиционной технике); «Лоскутная кукла»; Студия «Веселые нотки»; «Группа раннего развития «Растем вместе»; «Роспись по дереву и ткани» и другие программы, направленные на развитие мелкой моторики детей, что способствует активизации их мыслительной деятельности.

Наряду с новыми направлениями работы, специалисты успешно используют методики Монтессори, работают кабинет «Сенсорная комната- темная и светлая», игротеки, творческие студии.

В текущем году с целью расширения спектра социально-медицинских услуг предоставления социальных услуг  установлено оборудование для производства кислородного коктейля.

Только в данном центре применяются сразу Коррекционно-развивающая работа по индивидуальному образовательному маршруту в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка с привлечением сразу и последовательно разных специалистов в одном месте и в шаговой доступности с применением и чередованием новейших методов: психолого-педагогического метода «Томатис» (единственного в Амурской области), Метода биоакустической коррекции (БАК), ТКМТ (Транскраниальная микрополяризация).

Новые виды социальных услуг уже стали популярными среди детей и они с удовольствием получают эти процедуры.

В течение календарного года работает зал адаптивной  физической культуры. Приобретено и используется разнообразное спортивное оборудование: гимнастические маты, мягкие модули «Горка», «Бассейн», гимнастический мостик и многое другое, без чего невозможно качественное предоставление социальных услуг и получения положительной динамики в реабилитации детей с особыми потребностями.

В  центре  постоянно улучшается материально-техническая база, открываются новые кабинеты с диагностическим и реабилитационным оборудованием, приобретается  оргтехника. Оснащение современным оборудованием стало возможным при финансовой помощи администрации Амурской области в виде предоставления гранта.

C начала открытия центра «Я ЕСТЬ» социальные услуги на его базе получают дети, живущие в  г. Благовещенск, а так же всей Амурской области и прилегающей территории — Еврейской Автономной области, САХА (Якутия).

Чтобы родители были заинтересованы в предоставлении социальных услуг в центре «Я ЕСТЬ», необходимо чтобы дети в процессе нахождения в  центре достигали  положительных результатов. Этому способствует не только получение ими социально-реабилитационных услуг непосредственно в комплексном центре города Благовещенск, но и интеграция детей за пределами учреждения.

Существенным конкурентным преимуществом  перед другими организациями в том, что проводится коррекционно-развивающая работа по индивидуальному образовательному маршруту в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка с привлечением сразу и последовательно разных специалистов в одном месте и в шаговой доступности. В том числе с применением новейших методов: психолого-педагогического метода «Томатис» (единственного в Амурской области), Метода биоакустической коррекции (БАК), ТКМТ (Транскраниальная микрополяризация).

По итогам работы 2021 года уровень удовлетворенности родителей качеством социальных услуг, предоставленных в Центре детям с ОВЗ увеличился на 30%, составил 130% от предыдущего года. Реализация программных мероприятий положительно отражается на внутрисемейных отношениях, эмоциональном состоянии детей и родителей:

— развитие психических функций, обеспечивающих усвоение образовательных областей;
— развитие сенсомоторного базиса для формирования умений и навыков;
— создание для каждого воспитанника ситуации успеха, сравнение его с самим собой;
— формирование положительной мотивации к деятельности;
— обучение приемам и способам деятельности с дидактическими материалами, игровым приемам и др.

Сегодня есть семьи, где родители повторно приводят детей в Центр, что говорит о востребованности Центра в форме предоставления комплексных социальных услуг включая психолога, логопеда, дефектолога, специалистов по артерапевтической работе, и специалистов направления медико-социальной помощи, в том числе: психиатр, невролог, массажист, инструктор АФК для детей с особыми потребностями.

Уже много лет в Центре достигнут эффект семейного доверия, а именно преемственность поколений. Приходит взрослый, потом приводит старшего ребенка, а через несколько лет — младшего.